Игровые автоматы СССР: история в лицах
Что собой представляют современные игровые автоматы, кои в огромном количестве стоят в казино, если речь идет об игре на деньги, я уже рассказывала.
А вот было ли что-то подобное 30 — 40 лет назад?
Как дела обстояли с «игорным бизнесом» на территории Советского Союза?
Конечно, ни игорного, ни тем более бизнеса в СССР быть не могло — автоматы существовали исключительно для «развития внимания, улучшения реакции и глазомера». По крайней мере, так гласили инструкции.
Да и стоимость одного игорного сеанса было столь мала — всего 15 копеек, немногим более цены коробка спичек, что не стоило и думать обогатиться на немудреных играх. Более того, даже отбить вложенные в покупку автоматов деньги представлялось делом не одного месяца.
Но, обо все по порядку.
История игровых автоматов СССР
Первые игровые автоматы появились в городских парках аттракционов, кинотеатрах и в залах ожидания вокзалов в начале 70-х годов. Их выпуск окончательно был налажен через несколько лет, а повсеместно распространение они получили к началу 80-х.
Дома отдыха, детские летние лагеря, специальные игровые павильоны — игровые автоматы стали одним из любимых видов отдыха советских граждан. Благодаря мизерной стоимости одного сеанса и отсутствию денежного выигрыша, нездорового азарта такой досуг не вызывал.
Единственным бонусом за хорошее «выступление» могла стать еще одна бесплатная игра, а в качестве вещевых призов люди получали резиновые или мягкие игрушки или диафильм.
Выпускались игровые автоматы в СССР на оборонных комплексах — только там на тот момент существовали подходящие технические возможности и свободные мощности. Больше 20-ти предприятий по всему Союзу разрабатывали конструкцию, дизайн и электронную начинку для развлекательных аппаратов.
Но так как государство, заметив проявленный интерес, щедро финансировало эти разработки, на игровых автоматах не экономили — стоимость одной единицы варьировалась от 2,5 до 4 тысяч рублей. Да-да, «Морской бой» или «Снайпер» стоили, как новенькие Жигули!
За 20 лет было разработано и выпущено более 70 моделей различных видов игровых автоматов, но, к сожалению, из-за того, что в стране не было ни одного специализированного предприятия, занимавшегося выпуском только этой продукции, к началу 90-х все производства были полностью остановлены.
Кризис того времени поставил крест на многих жизненно важных научно-технических разработках, не говоря уже о развлекательных направлениях.
Но не стоит думать, будто к прошлому нет возврата и посмотреть на раритетные игровые автоматы можно только на картинках в интернете. Сегодня в России существует несколько необычных музеев, где под одной крышей собраны самые популярные модели.
В стоимость билета входит не только инструкция, но и возможность поиграть на автоматах, кинув, как в старые добрые времена, 15-копеечную монетку в щель.
Мировую историю игровых автоматов и казино мы уже подробно рассмотрели, а теперь давайте-ка вспомним, какие игровые автоматы были в Союзе самыми популярными?
Игровые автоматы СССР
Морской бой
Наверняка многие вспомнят этот аппарат со встроенным «перископом». Он был одним из самых запоминающихся и интересных — чего стоил один движущийся чуть размытый, будто дрожащий в предрассветном тумане силуэт корабля и полупрозрачные блики волн!
Необычная «живая» картинка достигалась путем системы зеркал: изображение военного судна, так же, как и вся панорама боевых действий были расположены внутри аппарата вертикально, но благодаря установленному под углом зеркалу виделись игроку горизонтальными.
Суть была в том, чтобы сбить как можно больше кораблей противника. После нажатия кнопки «Пуск», по направлению к ним устремлялась зеленая светящая точка, обозначавшая движение торпеды.
Для меткого выстрела надо было учитывать и ее скорость, и скорость движущегося корабля. Конечно, создатели были правы — глазомер «Морской бой» развивал превосходно!
За один сеанс перед игроком проходило 10 суденышек и в случае полной победы — 10 мишеней из 10, автомат предлагал бонусную бесплатную игру.
«Морской бой» был одним из немногих аппаратов, конструкция которого предполагала выдвижную подставку, позволявшую игроку стать выше и дотянуться до «перископа». Представляете, как любили его дети всех возрастов?
Магистраль, Авторалли, Виражи
Эти автоматы развивали не только глазомер — быстрая реакция, логическое мышление и хладнокровие должны были стать нашими спутниками для успешного прохождения даже одного тура.
В «Магистрали» суть игры заключалась в успешном прохождении заданного маршрута транспортным средством отображенном на телеэкране, а управление осуществлялось с помощью руля. На выбор предоставлялось несколько трасс: специальная, гоночная, ночная, гололед и учебная.
Огромным плюсом этого аппарата, помимо развития массы полезных навыков, был тот, что играть можно было не одному, а с товарищем — «Магистраль» была снабжена сразу двумя рулями.
«Авторалли» был не менее любим всеми желающими почувствовать гоночный азарт. Кроме двух рулей, он был снабжен педалями, что придавало еще больше сходства с реальным автомобилем.
Но самыми аутентичными были, конечно, «Виражи»: водительское сидение, ручка переключателя скоростей, педали тормоза и газа, руль делали его прообразом современных гоночных симуляторов.
Цель гонки была показать наилучший результат — самую «чистую езду» при наименьшем времени. Кроме стандартных звуковых эффектов, игра радовала возможностью ускорения, то есть при нажатии «Газа» ландшафт двигался быстрее.
Необычной была и бонусная система: если в щель опускалась одна монетка в 15 копеек, мы получали 1 призовую поездку при надлежащем результате, если же две, то количество поездок утраивалось!
Тир, «Точный Стрелок», «Зимняя Охота», «Снайпер»
Стрелковые игровые автоматы пользовались бешеной популярность, собирая вокруг себя мальчишеские компании и молодых людей постарше.
Мишени могли быть самыми разными. В «Стрелке» можно было выбрать вращающуюся, падающую, двигающуюся или классическую концентрическую мишень.
«Снайпер» позволял производить выстрелы из ружья, чрезвычайно похожего на настоящую двустволку, что делало его особенно заманчивым аттракционом. Тем более что в подставке был встроен электромагнит, имитировавший отдачу, как при настоящем выстреле.
Самым удобным для детей или девушек был «Тир». В нем стрельба проводилась из пластикового пистолета, легкого и небольшого. При должной практике за 2 минуты можно было произвести до 200 выстрелов. А азарта добавляла бонусная система поощрения — чем лучше результат, тем больше шансов на подарочную бесплатную игру или пару лишних выстрелов.
Городки
Аппарат представлял собой забавный симулятор настоящей игры с битами и мишенями. Всего предлагалось сбить 15 мишеней-фигур, и тот, кто умудрялся затратить на это не более 24 бит, награждался бонусом в виде дополнительных 40 бросков.
На прицел выделялось 5 секунд, после чего бита летела автоматически, так что помимо меткости игрок тренировал быстроту реакции и способность быстро принимать решения.
«Городки» собирали вокруг себя массу поклонников, желавших установить новые личные рекорды.
Сафари, Скачки
Простейшая графика и немудреное звуковое сопровождение с лихвой восполнялось азартом участников.
В «Сафари» за отведенное время игроку полагалось выбить всю проносящуюся мимо африканскую дичь, удерживаясь в седле.
А «Скачки» позволяли играть не только с аппаратом, но и с товарищами, что делало соревнование еще более увлекательным и захватывающим. И не смотря на то, что игра на черно-белом телевизионном экране была по сегодняшним меркам до крайности примитивной, отбоя от желающих «поучаствовать в заезде» не было.
Баскетбол, хоккей
Имитация настоящих спортивных состязаний также была в чести.
Принцип «Баскетбола» заключался в том, чтобы забросить максимальное число мячей в корзину соперника. Игровой стол был закрыт высоким прозрачным куполом, а мячик отскакивал благодаря пружинным лункам на поле.
Времени отводилось не так много, поэтому если игроки показывали хороший счет вроде 30:30, автомат поощрял их бонусными бросками.
«Хоккей» представлял собой поле, с закрепленными на нем двумя командами «хоккеистов», передвигавшимися с каждой стороной длинными ручками.
Пожалуй, это одна из немногих игр, сохранившихся практически в неизменном виде до сего дня.
Перехватчик, Воздушный бой, Астропилот
Как их сегодня называют, авиасимуляторы пользовались не меньшей популярностью.
«Перехватчик» был призван отражать нападение агрессоров: маневры и выстрелы производились с помощью джойстика. Необходимо было взять вражеские самолеты на прицел и быстро произвести выстрел, не снижая скорости.
Поупражняться в меткости во время полета позволял и «Воздушный бой». За 2 минуты игроку нужно было сбить 3 неприятельских самолета.
Также джойстиком управлялся летательный аппарат «Астропилота». Здесь очки начислялись не за сбитых инопланетян, а за точный, аккуратный полет и красивую посадку. А сделать это было совсем непросто — небесные объекты, и элементы космического пейзажа всячески старались этому помешать.
Конечно, тут собраны далеко не все модели игровых автоматов, представленных в СССР, но точно самые популярные из них. Если вдруг вам вспомнится что-то еще, обязательно отписывайтесь в комментариях!
Не смотря на скромность графики и примитивность звуковых эффектов игровые автоматы в Советском Союзе были одним из любимейших развлечений выходного дня посетителей кино и парков в 70-е, 80-е годы прошлого века.
Да и сегодня, глядя на трогательные в своей наивности игровые автоматы охватывает приятная ностальгия. Ведь в них никто не играл на деньги — только на интерес!